Меню
16+

Сельское поселение «Село Маяк»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Автор: Хмелевский Дмитрий Александрович
помощник прокурора района, юрист 3 класса

Одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры Российской Федерации является осуществление надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Результаты работы в указанном направлении свидетельствуют о системных нарушениях, допускаемых как заказчиками, так и исполнителями государственных или муниципальных контрактов, при этом искусственные просчеты в работе указанного субъектного состава влекут наступление уголовной ответственности.

В связи с актуализацией проблемы коррупции, ее широким распространением во всех сферах жизнедеятельности российской общества стоит отметить о закреплении ключевых характеристик коррупционных преступлений, в том числе в сфере государственного и муниципального заказа, поскольку возникает объективная необходимость, выражающаяся в их установлении и последующей классификации.

В предшествующий период Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), которым установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренная ст. 200.4 УК РФ.

Согласно Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.01.2020 № 35/11 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статической отчетности» исследуемый состав преступного деяния отнесен к числу преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия, а именно преступления, относящегося к перечню без дополнительных условий.

Для целей разъяснения смысла указанной нормы уголовного права, направленного на единообразное применение закона в деятельности правоохранительных органов, Верховный суд Российской Федерации в п. 12.1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснил, что злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в результате которых причинен крупный ущерб, влекут уголовную ответственность по ст. 200.4 УК РФ работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случае, если деяние совершено ими умышленно из корыстной или иной личной заинтересованности.

С учетом этого по делам указанной категории судам следует уделять особое внимание установлению всех обязательных признаков субъективной стороны данного состава преступления, к которым в соответствии с диспозицией статьи помимо вины относится и мотив содеянного.

По смыслу закона иная личная заинтересованность при совершении деяния, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, может выражаться в стремлении работника контрактной службы, контрактного управляющего или иного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извлечь выгоды неимущественного характера для себя или других лиц, в том числе получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, например в трудоустройстве или продвижении по службе своего родственника.

Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

Наметившаяся тенденция разработки перечня коррупционных преступлений соответствует принципу формальной определенности закона, о чем свидетельствует единообразный подход в применении соответствующих уголовно-правовых норм будет способствовать правильной квалификации преступных деяний коррупционной направленности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24